Формируем критерии выбора


пример формирования критериев выбора клиента из потребностей, выявленных в СПИН-продаже


В каких случаях покупка у Вас - дело решенное? Если Ваше предложение полностью соответствует потребностям и критериям выбора клиента. Ну или не полностью, но лучше, чем предложения конкурентов. Какие-то критерии выбора у клиента будут до встречи с Вами или будут сформированы конкурентами к собственной выгоде.

Однако выяснить и повлиять на критерии покупателя - одна из Ваших главных задач. Как это сделать? Успешно действующие продавцы во время встреч с клиентами часто преобразуют сформированные Явные потребности, которые могут удовлетворить, в критерии принятия решения. Типичный разговор, если взять пример со скоростью, может происходить следующим образом:


Продавец: ... кажется, машина с большей скоростью действительно поможет Вам справиться с трудностями?
Покупатель: Да. Скорость Вашей машины, несомненно, большое преимущество.
Продавец: В таком случае станет ли скорость одним из Ваших критериев, которым Вы будете пользоваться для принятия окончательного решения?
Покупатель: Я пока еще не заглядывал так далеко вперед, но... полагаю, нам следует иметь в виду скорость... да.
Продавец: Судя по тому, что Вы мне рассказали, она, видимо, играет достаточно важную роль, чтобы занять место в спецификации, когда Вы откроете тендер.
Покупатель: Хорошая мысль. Мы еще не подготовили окончательный вариант спецификации, но, возможно, нам следует оговорить показатель минимальной скорости.
Продавец: Если судить по нашему разговору, 35 единиц в час, вероятно, составляют минимально приемлемый показатель.
Покупатель: Именно это нам необходимо, чтобы избежать затруднений. Не знаю, сколько продавцов в состоянии предложить такую скорость.
Продавец: Некоторые не могут. Однако, как Вам известно, мы, конечно, можем, и кажется, это разумное требование.
Покупатель: Да, я внесу его в спецификацию.


Продавец в данном случае превратил потребность в критерий выбора. Это очень эффективный ход - сформировать потребности там, где у Вашего предложения самые сильные позиции и получить от клиента согласие, что эти потребности необходимо использовать как критерии при сравнении Вашего предложения с другими. В таком случае клиент будет оценивать все имеющиеся предложения по Вашим сильным сторонам. Это настолько действенный ход, что он заслуживает еще одного примера.


два человек обсуждают спин продажи


Продавец (продающий самую простую в эксплуатации машину):... и в заключение нашей дискуссии можно сделать вывод, что поскольку Ваша нынешняя машина трудна в эксплуатации, это порождает проблемы, увеличивает затраты на сверхурочную работу и вызывает недовольство у Ваших операторов.
Покупатель (формулируя потребность): Да, чем больше я думаю об этом, тем важнее, как мне кажется, принять меры немедленно. Мы должны установить новую машину. Конечно, Вы понимаете, что я должен поговорить с другими продавцами, чтобы рассмотреть их предложения.
Продавец: Это хороший, деловой подход. Скажите, как Вы собираетесь определять, какой продавец самый лучший?
Покупатель: Я приглашу их, чтобы каждый сделал презентацию.
Продавец: На что Вы будете обращать внимание во время этих презентаций?
Покупатель: О, на общие моменты... просто посмотрю, что они могут предложить.
Продавец: Что бы Вы назвали самым важным, на что следует обратить внимание и что поможет Вам решить, удовлетворяет ли тот или иной продавец Вашим требованиям?
Покупатель: Технические спецификации и цена.
Продавец: Когда Вы говорите «технические спецификации», Вы имеете в виду простоту в эксплуатации?
Покупатель: Да, важно, чтобы машина была проста в эксплуатации.
Продавец: Несомненно, что трудности в эксплуатации создали проблемы, о которых Вы мне рассказали. Судя по тому, что Вы мне сообщили, простота в эксплуатации, по-видимому, станет Вашим главным мерилом во время этих презентаций.
Покупатель: Вы правы. Простота в использовании должна стоять на первом месте.


Стратегия влияния на критерии выбора клиента заключается в том, чтобы подвести клиента к идее использовать свои потребности, в особенности те, которые Вы удовлетворяете лучше конкурентов - как критерии принятия решения о покупке.

Только не думайте, что это просто. Хотя бы потому, что Ваши конкуренты, наверняка, попытаются сделать то же самое, только к своей выгоде.





Хотите продавать умнее и больше конкурентов?

тренинг по спин-продажам